Любой ремонт водопроводных труб и отопительных систем сопряжен со сбросом давления, сливом воды из системы. После ремонта необходимо заново заполнить систему, удалить из нее воздух и опрессовать. Всех этих трудоёмких операций можно избежать!
Как это сделать? Заморозить трубу! С помощью современного оборудования ROTHENBERGER можно создавать ледяные пробки в трубе и проводить работы на участке трубы между пробками. Ледяные пробки надежно блокируют ток воды, выдерживая давление до 8-10 атмосфер, труба при этом не деформируется.
Метод создания ледяных пробок при осуществлении ремонтных работ на трубопроводе применяется давно. Широкое распространение получили приборы для замораживания труб ROFROST (РОФРОСТ), использующие для охлаждения жидкую углекислоту. Приборы крайне просты в устройстве и представляют собой набор клемм различного диаметра, два дозирующих вентиля с гибкими шлангами и баллон с углекислотой. Клеммы представляют собой состоящие из двух половин муфты со внутренними полимерными уплотнителями на торцах. Уплотнители выполняют две функции: удерживают углекислоту внутри муфты, что повышает КПД прибора, и обеспечивает зазор между трубой и клеммой. Монтаж оборудования осуществляется следующим образом: клеммы одеваются на трубу, соединяются между собой винтами. Через подсоединённые вентили и шланги углекислота из баллона подается в клемму. В зазоре между клеммой и трубой углекислота испаряется, охлаждая трубу.
Несмотря на простоту конструкции и легкость эксплуатации, данный прибор не лишен недостатков. Во-первых, необходимо иметь с собой один, а то и два запасных баллона, так как если баллон заканчивается, а работа еще не закончена, то помещение просто окажется залитым водой. Во-вторых, необходимо постоянно контролировать состояние ледяных пробок, так как в случае прекращения поступления углекислоты пробки начнут таять. В-третьих, двуокись углерода является опасным газом, поэтому помещение, где производятся работы, должно хорошо вентилироваться, иначе есть риск скопления углекислого газа в опасной для здоровья концентрации.
Всех этих недостатков лишен электрический прибор ROFROST Turbo (РОФРОСТ Турбо). Электрическое замораживание гораздо надежнее и не оказывает вредных воздействий на окружающую среду. Принцип работы электрического прибора для замораживания аналогичен принципу действия обычного холодильника. Единственное отличие в том, что испарителем служат клеммы прибора.
Жидкий хладагент без содержания фторпроизводных углеводородов через капиллярную трубку из синтетического материала подается в клеммы. Здесь хладагент испаряется в полом пространстве и забирает тепловую энергию от трубы. Через другую трубку, которая окружает капиллярную трубку по принципу "трубка в трубке", пары хладагента попадают обратно в прибор, где путем сжатия сжижаются. Полученная таким образом тепловая энергия удаляется из прибора с помощью вентилятора.
Прибор комплектуется вкладышами-переходниками под трубы разного диаметра и теплопроводящей пастой. Каждая клемма снабжена термометром, по показаниям которого возможно проконтролировать состояние ледяной пробки в любой момент. Следует обратить особое внимание, что мощность прибора всего 325 Вт. Ремонтные работы можно производить на расстоянии 10 сантиметров, пайка или сварка возможны на расстоянии 20 сантиметров от места замораживания.
С помощью прибора ROFROST Turbo (РОФРОСТ Турбо) возможно осуществлять полностью автоматическое замораживание трубопровода без проведения постоянного контроля. Автоматическое замораживание экономит рабочее время, которое можно потратить, например, на подготовку требуемых для ремонта расходных материалов и деталей. Электрический прибор для замораживания требует больших начальных капиталовложений по сравнению с замораживателями с использованием жидкой углекислоты. Капиталовложения, однако, окупаются достаточно быстро, так как отпадают постоянные расходов на покупку баллонов и их заправку углекислотой.
Практический опыт и указания по применению
Принципиально можно замораживать любые имеющиеся на рынке трубы из меди, стали, высококачественной стали, различных синтетических материалов, латуни и многослойных комбинированных материалов. Проблема возникает только в случае очень толстостенных звуконепроницаемых труб из синтетического материала.
Если труба изолирована, имеет оболочку или покрыта краской, заметно увеличивается время замораживания, так как слои краски или оболочка оказывают изолирующее воздействие. По этой же причине довольно заметно увеличивается время замораживания в случае труб из синтетического материала или из многослойного комбинированного материала.
Удлиняется время работ при замораживании очень старых отопительных систем с трубами из стали или синтетического материала. Это связано с тем, что из-за отложений накипи и шлака на внутренней поверхности труб и снижается общая теплопроводность труб, что замедляет процесс замораживания.
Если в системе отопления содержится антифриз, замораживание невозможно.
Все вышеприведенные указания и рекомендации относятся и к замораживанию труб с помощью углекислоты.
Технические требования и указания по работе при замораживании труб с использованием электрического прибора:
- Проверить, свободна ли система от антифриза. (•)(х)
- Использовать имеющиеся запорные устройства для уменьшения естественной циркуляции и движения жидкости, значительная циркуляция воды делает невозможным замораживание трубы. (•)(х)
- Газовую горелку, циркуляционный насос отодвинуть в сторону. (•)
- Расстояние от места замораживания до ближайшего вентиля/ задвижки должно составлять мин. 10 см. (•)
- Холодильную клемму наложить на трубу с использованием теплопроводной пасты. В случае необходимости использовать соответствующий редукционный вкладыш. (•)(х)
- Изолировать места замораживания от воздействия сквозняков и прямых солнечных лучей (например, с помощью минеральной ваты). Это позволить сократить время замораживания. (•)(х)
- При пайке или сварке расстояние до места замораживания должно составлять мин. 20 см. (•)(х)
- При установке тройника на проходном трубопроводе расстояние от места замораживания должно составлять мин. 40 см. (•)(х)
(•) Пункт действителен для отопительной системы.
(х) Пункт действителен для водопроводной системы.